воскресенье, 26 апреля 2009
весьма интересный и позновательный вынос мозгаДо недавнего времени в экономической науке и хозяйственной практике духовная жизнь общества и человека понимались и оставались в качестве некоего надстрочного фактора над экономическим базисом. Понятия и сами явления духа и души были практически вытеснены на периферию познания и сознания. Не были востребованы духовные основания как несущие и направляющие конструкты социально-экономического развития, хозяйственного мышления и поведения человека.
Объективно переживания духа и души никогда не уходили из внутреннего мира и жизни людей, но они агрессивно вытеснялись, особенно в прошедшем столетии – из науки, культуры, хозяйственной жизни и государственной идеологии, образования и воспитания. Понятия и сами фундаменты духовности, души, безусловно, имеют религиозное происхождение и основание, являются предметом веры и религии. Поэтому «господствовала» установка не выводить их за пределы церковной ограды, чтобы «закрыть» их там на ключ и удерживать такой «ключ» в своих собственно атеистических, материалистических, светско-советских, сциентистско-позитивистских головах и руках. Понятия духа и души не только отторгались, но и подменялись категориями «сознание», «сознательность», «научность», «идейность» в соответствующем контексте.
Однако духовность не сводится и не определяется только научностью, интеллектуальностью, эрудицией, тем более простой информированностью. Верное и ясное понимание духа и души, соединительных и разграничительных линий в их сущностных моментах имеет исключительно важное значение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе, и прежде всего, в повседневной хозяйственно-экономической жизни. Духовно-нравственных, аксиологический (ценностно-смысловой) уровень хозяйствующей личности определяет ее профессиональное и социальное самоопределение, внутреннюю мотивацию и траекторию экономического поведения. Ценностное сознание хозяйствующей личности позволяет возвыситься над «злобой дня» и «суетой сует», расширить горизонт и масштаб экономического поведения от утилитарных и прагматических целей, ценностей относительного характера до ценностей всеобщего, безусловного и абсолютного порядка. А самое главное – вывести из ценностей всеобщих и абсолютных духовно-нравственную вертикаль и должную иерархию ценностей. И тем самым выйти на верное понимание духовных основ бытия человека и общества, семьи, большой и малой Родины, правосознания, государства, хозяйства и труда как служения Богу и ближним. Русское хозяйство по своей сути – не меркантильное, а духовное. Ни в одном другом типе экономики с такой очевидностью не обнаруживается духовная доминанта, самоотверженное духотворение в процессе хозяйствования труду во славу Божию. Духовно-нравственная экономика утверждает такой порядок, в рамках которого экономика является не самоцелью, а средством для культурного воспроизводства новых поколений, культурного расцвета человека и народа. Эффективность хозяйства определяется не формами собственности, но целями управления, которые производны от национальных интересов, традиций, культур, святынь. В конечном счете, от духовно-нравственного состояния человека и общества зависит способ и результаты их хозяйственной деятельности.